Апрель 2025 года стал неожиданно успешным месяцем для российского автомобильного рынка. По итогам месяца было продано 102 107 новых легковых автомобилей, что на 27,9% больше, чем в марте и значительно превышает показатели января (89,1 тыс. единиц), до этого являвшегося лучшим месяцем 2025 года. Февраль (78 тыс. единиц) и март (79,8 тыс. единиц) показали значительно более скромные результаты. Однако, несмотря на апрельский рекорд, общая картина рынка остается тревожной.
Сравнение с апрелем 2024 года (137 тыс. единиц) выявляет существенное падение продаж на 25,5%. Аналогичная ситуация наблюдается и по итогам четырех месяцев 2025 года: 349 тыс. проданных автомобилей – это на 25,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это свидетельствует о сохраняющихся трудностях на рынке, несмотря на временное оживление в апреле.
Лидеры рынка. Стабильность и новые вызовы
Лидерство на рынке уверенно удерживает отечественная марка LADA*, на долю которой пришлось почти 28% рынка (28 486 автомобилей). Среди иностранных брендов безоговорочным лидером остается Haval (12 925 автомобилей). Тройку лидеров замыкает Chery (10 855 автомобилей), за которым следуют Geely (6 664 автомобилей) и Changan (4 621 автомобилей). Шестую позицию занял белорусский бренд Belgee (3 902 автомобиля). В десятку лучших также вошли китайские бренды Jetour (3 165 автомобилей), EXEED (2 881 автомобилей) и OMODA (2 619 автомобилей), а замыкает рейтинг отечественный Solaris (2 298 автомобилей).
Примечательно, что семь из десяти представленных в ТОП-10 брендов показали в апреле отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом. Наиболее значительное падение продаж наблюдается у OMODA, Changan и Geely (более 40%). В то же время, три бренда – Jetour, Haval и LADA — продемонстрировали положительную динамику, что говорит о различных стратегиях и адаптационных возможностях игроков рынка.
Выводы
Апрельский рост продаж – это скорее локальный всплеск, чем устойчивый тренд. Глобальная картина российского автомобильного рынка остается сложной. Сохраняющееся падение продаж по сравнению с прошлым годом, а также значительное снижение показателей у многих, даже ведущих, брендов, требуют дальнейшего анализа и поиска решений для стабилизации ситуации. Успехи отдельных производителей, таких как LADA и Haval, указывают на наличие эффективных стратегий, которые могут послужить примером для других участников рынка. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от макроэкономической обстановки, государственных программ поддержки и адаптации производителей к новым условиям.