CMR в грузоперевозках что это такое

CMR в грузоперевозках что это такое Статьи

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) была принята и вступила в силу в 1961 году. Среди его участников – 55 стран. Большинство из них – это европейские страны и республики бывшего Советского Союза.

Конвенция регулирует автомобильные перевозки, когда место отправления или место получения груза находится на территории одной из Договаривающихся сторон КДПГ. Коносамент CMR служит доказательством договора перевозки.

CMR – это аббревиатура официального названия Конвенции на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route).

Таким образом, КДПГ является накладной, подтверждающей заключение договора международной автомобильной перевозки грузов, когда место отправки или место получения груза находится в стране, присоединившейся к КДПГ.

Конвенция не применяется (следовательно, не требуется CMR) к перевозке:

  • Почтовые отправления;
  • Личные вещи граждан во время переезда;
  • Тела погибших.

Для чего используется форма CMR?

Накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком он будет регулироваться Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов. Накладная CMR выполняет следующие функции:

  • Это универсальный транспортный документ. Накладная содержит сведения о грузоотправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количество груза, сведения о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другие сведения, без которых заключение договора перевозки невозможно.
  • В ИИС по мере осуществления перевозки регистрируется передача груза от грузоотправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика грузополучателю. Эти записи важны для определения того, кто несет ответственность как за доставку груза, так и за исполнение договора перевозки в целом.
  • Правильно заполненная накладная CMR служит доказательством того, что груз законно перевозится от грузоотправителя к покупателю. Это означает, что стороны договора перевозки оговорили в нем все соответствующие условия, предусмотренные действующим законодательством.
  • ДКД представляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита. По результатам таможенного досмотра сотрудник на пограничном пункте ставит соответствующий штамп на накладной. Таможенные штампы облегчают отслеживание всего пути следования транзитных товаров.

Хотя CMR является наиболее важным документом, сопровождающим груз на всем протяжении его международной доставки, поврежденная, утерянная или неправильно заполненная накладная не приводит к расторжению или изменению договора перевозки.

Кто и когда заполняет CMR?

CMR-накладная требуется, если выполняются все следующие условия:

  • Осуществляемые перевозки являются международными;
  • Груз должен быть доставлен автомобильным транспортом;
  • перевозка осуществляется на платной основе;
  • место отправки или место получения находится на территории договаривающегося государства.

Если хотя бы одно из этих положений не соблюдается сторонами договора перевозки, составляются другие транспортные документы, отвечающие целям и задачам сторон договора.

Поскольку CMR составляется до отправки товара, ответственность за заполнение CMR лежит на грузоотправителе и перевозчике. Грузоотправитель заполняет поля с информацией о себе, грузополучателе, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (поля с 1 по 15 и 21 и 22).

Перевозчик предоставляет информацию о себе, о других перевозчиках (если применимо), о транспортном средстве, если таковое имеется (графы 16-19, 23, 25-29). Получатель товара должен только указать в графе 24 накладной дату и место получения товара.

В большинстве случаев ответственность за точность накладной несет грузоотправитель. Однако расхождение между фактами и информацией в CMR создаст проблемы непосредственно для перевозчика при осмотре груза и транспортного средства.

Поэтому на практике за правильностью составления накладной следят представители как грузоотправителя, так и перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.

Основные пункты накладной CMR, по порядку:

  1. Наименование и юридический адрес отправителя груза.
  2. Наименование, юридический адрес получателя груза.
  3. Адрес разгрузки товара.
  4. Место и дата погрузки.
  5. Перечень документов, прилагаемых к CMR.
  6. Символы и цифры, указывающие на класс перевозимого груза.
  7. Количество мест, занимаемых товаром.
  8. Тип упаковки.
  9. Наименование перевозимого груза.
  10. Код перевозимого товара.
  11. Вес товара, включая упаковку.
  12. Объем груза в кубических метрах.
  13. Наименование и адрес пункта таможенного контроля, в котором товары подлежат таможенному оформлению.
  14. Национальный номер контейнера или полуприцепа. Заполняется в случае ввоза из-за границы после короткого пребывания там.
  15. Условия оплаты за поставленный товар в соответствии с Инкотермс.
  16. Наименование и юридический адрес перевозчика отправлений.
  17. Данные следующего перевозчика, если перевозка будет осуществляться несколькими транспортными компаниями.
  18. Замечания перевозчика относительно состояния груза или его упаковки.
  19. Стоимость доставки и дополнительных услуг (погрузка, разгрузка, использование специальных инструментов и транспорта). Заполняется после транспортировки.
  20. Особые условия, связанные с транспортным тарифом.
  21. Наименование места, где составлена накладная, и дата ее составления.
  22. Дата и время прибытия транспортного средства под погрузку и его отъезда с места погрузки.
  23. Сведения о накладной, по которой будет осуществляться перевозка, и сведения о водителе и/или экспедиторе.
  24. Накладная грузополучателя, свидетельствующая о прибытии товара в пункт назначения.

Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие данные грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя могут быть внесены в CMR путем проставления штампа. Это не только экономит время на оформление документов, но и позволяет избежать ошибок и опечаток.

Как получить бланк CMR?

Для одного отправления требуется несколько экземпляров накладной. Обычно необходимо заполнить шесть или семь форм:

  • Один остается у грузоотправителя.
  • Три – для сопровождения груза перевозчиком. Все они должны быть окончательно подписаны грузополучателем, который оставляет один экземпляр себе, а два возвращает перевозчику.
  • Для оформления груза и транспортного средства требуется три формы.

Бланки CMR можно приобрести в специализированных магазинах. Они выпускаются на специальной тонкой бумаге, которая также действует как ксерокс. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обычной офисной бумаге.

Форма CMR

На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни отказывались принимать CMR, составленные на офисной бумаге, и требовали от водителей или экспедиторов коносаменты на тонкой бумаге.

Это требование абсолютно незаконно и опровергается тем, что Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов не требует заполнения накладной на специальной бумаге.

Порядок заполнения накладной КДПГ в соответствии с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ).

В накладной сначала указывается вся информация, известная до отгрузки груза, т.е. дата отгрузки:

  • Сведения обо всех сторонах договора перевозки (грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель);
  • География отправления (где необходимо заполнить DCD, пункты отправления, назначения и таможенного контроля отправления);
  • Все известные характеристики товара и его упаковки;
  • Перечень документов, прилагаемых к накладной.

Далее следует информация, которую необходимо ввести на пункте таможенного контроля (о прохождении таможенного контроля, выпуске груза и так далее).

Затем получатель груза вносит свою долю, ставя отметку о принятии груза в графе 24 в пункте назначения.

Представители перевозчика заполняют счет-фактуру в последнюю очередь. Согласно соответствующему договору, они обязаны внести в коносамент окончательную стоимость груза.

О языке КМС. При перевозке грузов в пределах границ стран СНГ накладная может быть заполнена на русском языке. Этого почти всегда достаточно. Если контрагентом является европейская или азиатская компания, CMR должна быть заполнена на английском языке.

Международные транспортные компании могут легко предоставить пример накладной CMR (пример заполнения). Вы также можете посмотреть пример накладной CMR ниже.

Распространенные ошибки при заполнении CMR

CMR – это сложный документ, заполнение которого может быть обязанностью всех сторон договора перевозки. Ошибки при его заполнении – не редкость. Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

Адрес не действителен

В накладной указываются юридические адреса грузоотправителя и грузополучателя, а также фактические адреса погрузки и разгрузки товара. Это, конечно, совершенно разные места. В результате ошибки в указании адреса грузовик может доставить товар к двери офиса получателя вместо склада.

Нет подтверждения даты или времени погрузки

Нередко возникают ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно иным причинам. Такие задержки приводят к нарушению сроков поставки. Штрафы за несвоевременную поставку обычно очень значительны.

Сторона, которая не виновата в задержке груза, должна обеспечить точную запись даты и времени фактической погрузки груза на транспортное средство.

Неправильный код продукта

Ошибка в коде ТН ВЭД неизбежно вызовет проблемы в процессе таможенного оформления.

В этом случае необходимо будет внести изменения в документацию. Помимо того, что время, затраченное на исправление ошибки, может привести к задержке в доставке товара, все это время груз и транспортное средство должны находиться на временном хранении, которое также должно быть оплачено.

Если есть сомнения в правильности кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или обратившись непосредственно в Федеральную таможенную службу.

Сколько листов накладной CMR должен обработать водитель?

Если перевозимый груз имеет только одного получателя, водитель должен получить шесть страниц счета-фактуры CMR:

  • Одна страница для получателя груза. 20;
  • Две страницы необходимы для окончательного расчета стоимости перевозки (обе копии остаются у перевозчика);
  • Для таможенного оформления требуется три страницы накладной.

Если имеется более одного грузополучателя, ДКД заполняется для каждого грузополучателя.

CMR-страхование

Среди страховщиков и компаний, занимающихся международными автомобильными перевозками грузов, под CMR-страхованием понимается добровольное страхование ответственности перевозчика, совершающего международную поездку. Этот вид страхования не следует путать со страхованием грузов.

Страхование CMR защищает перевозчика от необходимости выплачивать компенсацию за повреждение или полную потерю груза в таких случаях:

  • В результате аварии, включая опрокидывание;
  • Если товар намокнет или будет поврежден в результате пожара;
  • Повреждение товаров в результате перегрева или переохлаждения;
  • Потеря всего или части груза во время кражи или ограбления;
  • Угон транспортного средства с перевозимым грузом;
  • Любой ущерб третьим лицам, причиненный товаром (ядовитый товар в окружающей среде, ущерб здоровью, причиненный падением товара, и т.д.).

Недостатком этого вида страхования является то, что не всегда легко доказать вину перевозчика. Это будет необходимо для того, чтобы прибегнуть к судебному разбирательству. Дело в том, что страховые компании, защищая свои интересы, запрещают перевозчикам, заключившим с ними договоры страхования, признавать вину за утрату или повреждение груза.

Стоит также отметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.

Полис страхования DCD может также содержать пункт о покрытии убытков в связи с задержкой доставки груза по вине перевозчика.

Оцените статью
Вселенная Автомобилей
Добавить комментарий