Рынок электромобилей в России продолжает демонстрировать противоречивые сигналы. Май 2025 года показал неожиданно стабильную, но всё же низкую активность. Несмотря на спад продаж на 28% по сравнению с маем 2024 года (с 1096 до 786 единиц), цифра оказалась практически идентична апрельским показателям (793 автомобиля). Этот факт, на первый взгляд, внушает оптимизм, но лишь до тех пор, пока не взглянуть на общую картину.
Доля электромобилей на российском рынке легковых автомобилей осталась неизменной – 0,9%, как и год назад. Это красноречиво свидетельствует о том, что, несмотря на незначительное колебание абсолютных цифр, рынок электрокаров по-прежнему стагнирует. Причин тому может быть несколько, от макроэкономических факторов до отсутствия мощной государственной поддержки и развитой инфраструктуры зарядных станций.
Лидерство на рынке уверенно удерживает китайский бренд Zeekr, реализовавший в мае 263 электромобиля. Второе место занял отечественный производитель Evolute с результатом 115 проданных автомобилей. Третья позиция досталась китайскому Avatr (60 единиц), а пятерку лидеров замкнули Geely и BYD (54 и 43 единицы соответственно). Такое распределение сил демонстрирует доминирование китайских брендов на российском рынке электрокаров, в то время как отечественный производитель занимает пока лишь вторую позицию.
В сегменте самых популярных моделей ситуация выглядит следующим образом: бесспорным лидером остается кроссовер Zeekr 001 (126 проданных экземпляров). На втором месте расположился седан Evolute i-PRO (111 единиц). Тройку лидеров замыкают кроссовер Geely EX5 и минивэн Zeekr 009, показавшие одинаковый результат – 51 проданный автомобиль. Завершает пятерку лидеров кроссовер Zeekr 7X (48 единиц). Данные показывают, что предпочтения покупателей склоняются в сторону кроссоверов и, что примечательно, китайских брендов.
Итоги пяти месяцев 2025 года еще более пессимистичны. За этот период было продано всего 3433 электромобиля – это на 63% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Такое значительное падение свидетельствует о серьезных проблемах на рынке, требующих незамедлительных решений со стороны производителей, дистрибьюторов и, самое главное, государства. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих спрос на электромобили, включая расширение инфраструктуры зарядных станций, предоставление налоговых льгот и субсидий, а также активное информирование населения о преимуществах электротранспорта. В противном случае, перспективы развития рынка электромобилей в России остаются туманными.