Когда мы говорим о Land Rover, обычно подразумеваем надежные внедорожники Series и Defender, или премиум-тягачи Range Rover. Но в истории Land Rover есть и менее известные автомобили, например грузовик Land Rover Llama — один из тех грузовиков, о существовании которых, мало кто знает.
Первым продуктом Land Rover на рынке грузовиков с кабиной над двигателем, стала серии IIA FC, на базе Series IIA (1961-1971), FC был представлен в 1962 году. Land Rover построил менее 2500 таких автомобилей, и некоторые из них использовались в качестве пожарных и эвакуационных машин.
Британцы представили обновленную версию IIB FC в 1966 году. Опционально доступный с дизельным двигателем, он был оснащен усиленными осями с широкой колеей и передним стабилизатором поперечной устойчивости. IIB FC производился до 1974 года.
К тому времени Land Rover уже представил свою третью модель бескапотного грузовика — 101 Forward Control. Но в отличие от IIA и IIB, 101-ый производился исключительно для британской армии и не был доступен для широкой публики (хотя позже он был предложен в качестве военного излишка).
Модель 101 в первую очередь производилась для удовлетворения потребностей армии в артиллерийских тягачах, и предпочтение отдавалось бескапотной конструкции, чтобы грузовик было легче транспортировать по воздуху. Land Rover начал разработку модели 101 в 1967 году, но производство грузовика началось только в 1972 году. Британская компания производила модели 101 до 1978 года, но грузовики оставались на вооружении до 1990-х годов, когда Министерство обороны Великобритании заменило их на Defender и Steyr Puch Pinzgauer.
До того, как это произошло, и был разработал Land Rover Llama в качестве замены модели 101.
Но решение Министерства обороны заменить свой парк бескапотных грузовиков было не единственной причиной, которая привела к разработке Land Rover Llama (в официальной документации он называется 110 Forward Control). Это также было связано с реструктуризацией, которую британская компания пережила в 1980-х годах.
Когда производство автомобилей Rover покинуло завод в Солихалле, Land Rover закрыл свои заводы в Бирмингеме и объединил все производство под одной крышей. Этот шаг привел к созданию подразделения специальных транспортных средств, с помощью которого Land Rover хотел сократить объем специализированной работы, которую он передал другим компаниям.
Компания также хотела получить часть рынка тяжелых внедорожников, на котором в то время доминировал Mercedes-Benz Unimog, поэтому британцы решили разработать Land Rover, способный перевозить большие и тяжелые грузы.
Но в то же время Land Rover не хотел делать его с нуля, поэтому в качестве основы он использовал только что представленный Defender.
В отличие от 101 Forward Control, который предназначался только для военного использования, Land Rover Llama должен был стать гражданским грузовиком.
Проект Llama начался в 1985 году с модифицированного шасси Defender 110, в котором около 85% компонентов были такими же, как у внедорожника. Однако он был сделан из более толстой стали. Точно так же подвеска Defender получила уникальные сдвоенные задние рессоры для полезной нагрузки 1,75 тонны, а оси 110-го были заменены изготовленными на заказ узлами, которые были на 305 мм шире для повышения устойчивости.
Кабина Land Rover Llama выполненная из стекловолокна была на шарнирах спереди и наклонена вперед, чтобы обеспечить доступ к трансмиссии, конструкция, которая решила большую проблему с предыдущим 101 FC. Интерьер тоже не был таким спартанским, большинство поверхностей отделано пластиком и резиной.
В кабине Llama также использовался широкий спектр компонентов от других автомобилей Rover Group, включая Defender, Austin Metro и Austin Montego, для дальнейшего снижения затрат на гражданское производство.
Land Rover построил около 11 прототипов, которые были отправлены в министерство обороны Великобритании для испытаний в надежде выиграть контракт. Они были оснащены различными задними кузовами, включая стандартные подъемные платформы, контейнеры из стекловолокна, брезентовый верх и закрытые кузова, имитирующие машины скорой помощи и машины радиосвязи.
Но дела пошли не так хорошо, как надеялся Land Rover. Испытания выявили несколько конструктивных недостатков, начиная с того факта, что «Лама» была неустойчива на пересеченной местности из-за пружинной подвески и высокого центра тяжести. Более того, грузовик продемонстрировал плохую производительность при загрузке.
Тот факт, что Llama поставлялся с бензиновым двигателем (215 кубических дюймов / 3,5-литровый V8 мощностью 110 лошадиных сил), также был проблемой, поскольку Министерство обороны недавно перешло на дизельное топливо для всех своих автомобилей. Следовательно, Land Rover построил прототип с четырехцилиндровым турбодизелем объемом 152 кубических дюйма (2,5 литра), который он выпустил в 1986 году, но при мощности всего 85 лошадиных сил такой агрегат был нецелесообразен для применения в Land Rover Llama.
Таким образом, Министерство обороны отклонило предложение Land Rover и выбрало Reynolds-Boughton RB44, который был основан на легком грузовике Dodge 50 Series, произведенном в Великобритании компанией Chrysler Europe.
Но по иронии судьбы низкая надежность RB44 побудила правительство провести капитальный ремонт своего парка из 101 грузовика Forward Control и оставить их в эксплуатации до конца 1990-х годов.
К тому времени, когда британская армия отказалась от Llama, Land Rover построил один гражданский прототип на производственной линии Солихалла, чтобы проверить его потенциал массового производства вместе с Defender. И хотя результаты были удовлетворительными, Land Rover решил отменить проект в 1988 году из-за опасений, что Llama не сможет конкурировать с Unimog.
Но даже несмотря на то, что он исчез раньше, чем планировалось, Llama оставил несколько следов в модельном ряду Defender. В 1987 году группа сигнальных огней внедорожника была модифицирована, чтобы включить новый свет, чтобы предупредить водителя, если механизм блокировки кабины был открыт. Показывая наклонившуюся кабину грузовика с большим восклицательным знаком, свет оставался в приборной панели Defender до 1998 года.
Так что же случилось со всеми прототипами Land Rover Llama? Ну, многие из них все еще существуют. В то время как некоторые из них использовались в качестве служебных автомобилей на заводе в Солихалле, другие были включены в коллекцию исторических Land Rover Дансфолда в графстве Суррей. Единственная производственная линия Llama выставлена в Британском автомобильном музее в Гейдоне вместе с самым первым Land Rover и прототипом эвакуатора 101.
По сей день Llama остается последним бескапотным грузовиком, разработанным Land Rover.