В первом квартале 2025 года российский рынок электромобилей столкнулся с серьезными трудностями, продемонстрировав резкое снижение продаж. По данным экспертов, было реализовано всего 1 854 новых электромобиля, что на 69% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это падение стало продолжением негативной тенденции, наблюдаемой на рынке уже девять месяцев подряд, начиная с июля 2024 года.
Причины падения
Основной причиной такого резкого снижения продаж стало ужесточение правил ввоза электромобилей в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Новые правила вступили в силу с 1 апреля 2024 года, что привело к резкому увеличению импорта электрокаров в преддверии их введения. В результате, в марте 2024 года рынок установил рекорд по продажам, реализовав 2 499 электромобилей. Однако после введения новых ограничений, продажи начали стремительно снижаться.
В текущем году падение продаж стало еще более выраженным. В январе 2025 года снижение составило 56%, в феврале – 68%, а в марте – 77%. Эти цифры свидетельствуют о том, что рынок электромобилей в России находится в критическом состоянии.
Лидеры рынка
Несмотря на общие негативные тенденции, некоторые бренды продолжают удерживать свои позиции на рынке. Самым популярным производителем новых электромобилей в первом квартале 2025 года остается компания Zeekr, на долю которой пришло 37% от общего объема продаж. За три месяца было реализовано 689 единиц их автомобилей.
На втором месте по продажам находится бренд Avatr с 193 реализованными электрокарами, а на третьем – Evolute с 164 проданными автомобилями. В пятерку лидеров также вошли ORA и «Москвич», которые реализовали 133 и 103 электромобиля соответственно.
Модели на пике популярности
Среди моделей электромобилей на российском рынке выделяется Zeekr 001, который стал бестселлером, разойдясь тиражом в 384 экземпляра с января по март 2025 года. На втором месте по популярности находится Avatr 11 с 164 продажами, а замыкает тройку лидеров Evolute i-PRO (124 шт.). Пятерку популярных моделей завершают ORA 03 (108 шт.) и «Москвич 3e» (103 шт.).
Заключение
Таким образом, первый квартал 2025 года стал непростым для российского рынка электромобилей. Существенное падение продаж, вызванное изменениями в правилах импорта, и продолжающаяся тенденция к снижению интереса со стороны потребителей ставят под сомнение перспективы развития этого сегмента. В то же время, некоторые бренды продолжают демонстрировать хорошие результаты, что может стать основой для возможного восстановления рынка в будущем. Однако для этого необходимо преодолеть текущие трудности и создать более благоприятные условия для покупателей и импортеров.