Спрос на машиноместа в Росси увеличился за год в полтора раза. Такие данные приводят аналитики Авито Недвижимости, изучив результаты II квартала 2021 года и сравнив их с аналогичным периодом прошлого года. При этом спрос на покупку гаражей увеличился на 17% за год и на 5% – за квартал. Аналитики связывают изменения с растущей сложностью для автомобилистов “стихийной парковки”, а также с покупкой машиномест и гаражей в качестве инвестиции или для нужд бизнеса.
Во II квартале 2021 года покупатели стали интересоваться покупкой гаражей почти на 17% чаще, чем во втором квартале 2020 года, а по сравнению с I кварталом этого года наблюдается рост более 5%. (Подробнее – в табл.1). Сильнее всего показатели спроса за год выросли в Красноярске (в 1,7 раза), Брянске и Сочи (в 1,5 раза). Более половины запросов пользователей стабильно приходится на кирпичные строения. По мнению аналитиков, интерес покупателей к гаражам может объясняться не только ростом числа автомобилистов, но и использованием этих помещений для других целей. “Нередко россияне приспосабливают гаражи под мастерские, подсобные помещения, а собственники малого бизнеса часто покупают их в качестве складов для товара”, – комментирует руководитель направления первичной и загородной недвижимости “Авито Недвижимости” Дмитрий Алексеев. Кроме того, по его словам, интерес пользователей подстегнула “гаражная амнистия”, которая начнет действовать в России с 1 сентября (соответствующий закон был принят в апреле). Она позволит в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на гаражи и землю под ними, таким образом выведя эти постройки из “серой зоны”. По подсчетам правительства, законопроект может коснуться 3,5-4,5 млн незарегистрированных объектов по всей стране. “В этих условиях приобрести гараж для нужд малого бизнеса или ИП становится на порядок проще, чем искать и оформлять соответствующее помещение с целью покупки или аренды”, – добавляет Дмитрий Алексеев.
Количество предложений о покупке гаража в целом по России в II квартале 2021, напротив, сократилось на 13% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, а по сравнению с предыдущим кварталом – выросло на 13%. Наименьшее снижение показателей зафиксировано в Брянске (-3% за год и рост на 17% за квартал), а вот в Барнауле, Калининграде и Севастополе на продажу во II квартале 2021было выставлено на четверть меньше объектов, чем за аналогичный период 2020 года. В целом по стране спрос за период превысил предложение почти в 6 раз. Цены на гаражи за год увеличились на 6% – в среднем гараж в России во II квартале 2021 стоит 265 тыс рублей.
Графики 1 и 2. Структура спроса на гаражи и машиноместа, Россия, итоги II квартала 2021 года, по данным Авито Недвижимости
Динамика спроса и предложения на рынке купли-продажи гаражей в крупных городах РФ за год (II кв. 2021 г. к II кв. 2020 г.) и за квартал (II кв. 2021 г. к I кв. 2021 г.)
Город | Изменение предложения за год | Изменение предложения за квартал | Изменение спроса за год | Изменение спроса за квартал |
Россия | -13% | 13% | 17% | 5% |
Барнаул | -25% | 9% | 17% | 5% |
Брянск | -3% | 17% | в 1,5 раза | 26% |
Волгоград | -13% | 18% | 14% | -3% |
Воронеж | -20% | 5% | 15% | -11% |
Екатеринбург | -21% | 3% | 3% | 8% |
Ижевск | -16% | 10% | 14% | 6% |
Иркутск | -21% | 6% | 11% | 1% |
Казань | -21% | 13% | 12% | 9% |
Калининград | -26% | 2% | -23% | -5% |
Киров | -20% | 16% | -1% | 14% |
Краснодар | -18% | -3% | 36% | -5% |
Красноярск | -11% | 15% | в 1,7 раза | 42% |
Москва | -9% | 1% | 34% | -2% |
Нижний Новгород | -24% | 11% | 15% | 4% |
Новосибирск | -19% | 14% | 29% | 32% |
Омск | -20% | 16% | 19% | 22% |
Пермь | -13% | 22% | 12% | 10% |
Ростов-на-Дону | -16% | 9% | 25% | 4% |
Рязань | -17% | 10% | 36% | 1% |
Самара | -17% | 12% | 28% | 11% |
Санкт-Петербург | -8% | 6% | 14% | -4% |
Саратов | -10% | 34% | 32% | 34% |
Севастополь | -26% | -2% | 30% | 9% |
Симферополь | -10% | -1% | 43% | 8% |
Сочи | -15% | 2% | в 1,5 раза | -10% |
Ставрополь | -20% | 4% | 4% | 3% |
Томск | -17% | 14% | -3% | 17% |
Тула | -12% | 9% | 26% | -20% |
Тюмень | -17% | 7% | 10% | 1% |
Ульяновск | -18% | 10% | 18% | -13% |
Уфа | -11% | 14% | 20% | 33% |
Челябинск | -19% | 14% | 20% | 26% |
Ярославль | -19% | 14% | 23% | 2% |
Что касается машиномест, то показатель спроса на их покупку сравнению со II кварталом 2020 года вырос в 1,5 раза, при этом снизившись за квартал на 20%. Самую высокую динамику спроса за год демонстрировали Севастополь (рост в 3,9 раз), Омск (рост в 2,6 раза) и Симферополь (рост в 2 раза).
Количество предложений выросло на 18% за год и 3% за квартал. При этом, объявлений о продаже машиномест на рынке России в среднем в 2 раза меньше, чем запросов потенциальных покупателей. Лидерами по динамике предложений за год стали Тюмень (рост в 1,6 раза) и Симферополь (рост в 1,5 раза). (Подробнее – в табл. 2).
Интересно, что преимущественно россиян интересует покупка машиномест на подземных и многоуровневых паркингах (66% и 25% запросов). “Показатели обусловлены в первую очередь тем, что на рынке появляется все больше новостроек с оборудованными паркингами. Как правило, поставить машину на улицу рядом с такими жилыми комплексами становится все сложнее и мест на всех попросту не хватает. В сегменте более дорогого жилья все больше набирает популярность концепция “двор без машин”, при которой возможность парковать машину у подъезда исключается”, – комментирует Дмитрий Алексеев. Кроме того, по его словам, нередко россияне рассматривают парковочное место в новом жилом комплексе как привлекательную инвестицию. Цены на машиноместа растут вслед за ценами на жилье: по итогам года рост составил 8%, средняя цена – 650 тыс рублей. (Подробнее – в табл. 3).
Динамика спроса и предложения на рынке купли-продажи машиномест в крупных городах РФ за год (II кв. 2021 г. к II кв. 2020 г.) и за квартал (II кв. 2021 г. к I кв. 2021 г.)
Город | Изменение предложения за год | Изменение предложения за квартал | Изменение спроса за год | Изменение спроса за квартал |
Россия | 18% | 3% | в 1,5 раза | -20% |
Барнаул | 1% | 33% | в 1,6 раза | -1% |
Брянск | -75% | -60% | -92% | -88% |
Волгоград | 33% | 4% | 19% | -26% |
Воронеж | 31% | -6% | в 1,8 раза | -12% |
Екатеринбург | 20% | 1% | в 1,5 раза | -31% |
Ижевск | -2% | -10% | 30% | -37% |
Иркутск | -10% | -4% | 27% | -33% |
Казань | 2% | 0% | 34% | -29% |
Калининград | 39% | 14% | в 1,7 раза | -11% |
Киров | 14% | 11% | 36% | -43% |
Краснодар | 29% | 6% | в 2 раза | 8% |
Красноярск | -2% | 8% | в 1,7 раза | -15% |
Москва | 39% | 4% | в 1,9 раза | -22% |
Нижний Новгород | -6% | -7% | в 1,5 раза | -40% |
Новосибирск | 23% | 4% | 35% | -18% |
Омск | 30% | 27% | в 2,6 раза | -6% |
Пермь | 18% | 3% | в 1,9 раза | 2% |
Ростов-на-Дону | 37% | 0% | в 1,6 раза | -15% |
Рязань | 1% | -5% | в 1,7 раза | -29% |
Самара | 8% | 4% | 36% | -25% |
Санкт-Петербург | 26% | 4% | 32% | -22% |
Саратов | -2% | 4% | в 1,6 раза | 0% |
Севастополь | 11% | 3% | в 3,9 раза | в 1,7 раза |
Симферополь | в 1,5 раза | -7% | в 2 раза | 11% |
Сочи | 0% | 1% | в 1,8 раза | -13% |
Ставрополь | -15% | -8% | -14% | -35% |
Томск | -31% | -2% | 15% | 14% |
Тула | -22% | -9% | -12% | -45% |
Тюмень | в 1,6 раза | 10% | в 1,7 раза | -36% |
Ульяновск | 4% | 7% | 33% | -30% |
Уфа | 15% | -6% | в 1,5 раза | -39% |
Челябинск | -9% | -13% | -11% | -47% |
Ярославль | -21% | -18% | -26% | -50% |
Обзор и динамика цен на рынке купли-продажи гаражей и машиномест в крупных городах РФ за год (II кв. 2021 г. к II кв. 2020 г.) и за квартал (II кв. 2021 г. к I кв. 2021 г.),
Город | Гаражи | Машиноместа | ||||
Средняя цена | Изменение за год | Изменение за квартал | Средняя цена | Изменение за год | Изменение за квартал | |
Россия | 265 000 | 6% | -2% | 650 000 | 8% | 0% |
Барнаул | 250 000 | 0% | 0% | 350 000 | 6% | -5% |
Брянск | 350 000 | 25% | 11% | – | – | – |
Волгоград | 200 000 | 14% | 0% | 650 000 | 30% | 8% |
Воронеж | 300 000 | 15% | 8% | 599 000 | 15% | 9% |
Екатеринбург | 450 000 | 13% | 0% | 440 000 | 10% | -2% |
Ижевск | 95 000 | 6% | 0% | 400 000 | 13% | -11% |
Иркутск | 360 000 | 3% | 3% | 800 000 | 4% | -4% |
Казань | 300 000 | 7% | 0% | 458 000 | 2% | 0% |
Калининград | 350 000 | в 1,5 раза | 17% | 600 000 | 20% | 0% |
Киров | 245 000 | 17% | -2% | 630 000 | 26% | 5% |
Краснодар | 480 000 | 14% | 4% | 470 000 | 9% | 4% |
Красноярск | 450 000 | 13% | 0% | 750 000 | 7% | 1% |
Москва | 640 000 | 16% | 7% | 950 000 | 12% | 3% |
Нижний Новгород | 350 000 | 25% | 0% | 750 000 | 15% | 7% |
Новосибирск | 350 000 | 17% | 0% | 550 000 | 12% | 6% |
Омск | 200 000 | 11% | 0% | 280 000 | 12% | 12% |
Пермь | 250 000 | 4% | 0% | 490 000 | 4% | 9% |
Ростов-на-Дону | 550 000 | 22% | 4% | 930 000 | 16% | 12% |
Рязань | 300 000 | 0% | 0% | 590 000 | 2% | 0% |
Самара | 345 000 | 15% | -1% | 700 000 | 27% | 11% |
Санкт-Петербург | 260 000 | 16% | 4% | 600 000 | -5% | -2% |
Саратов | 245 000 | 23% | -9% | 780 000 | 11% | 42% |
Севастополь | 500 000 | 25% | 6% | 800 000 | 14% | 0% |
Симферополь | 399 000 | 14% | 5% | 1 200 000 | 26% | -4% |
Сочи | 2 699 999 | в 1,6 раза | 35% | 1 200 000 | в 1,5 раза | 14% |
Ставрополь | 380 000 | 9% | 9% | 600 000 | 9% | 0% |
Томск | 400 000 | 10% | 0% | 700 000 | 8% | 0% |
Тула | 330 000 | 10% | 3% | 700 000 | 8% | -13% |
Тюмень | 350 000 | 21% | 0% | 500 000 | 19% | -9% |
Ульяновск | 250 000 | 9% | 0% | 280 000 | 4% | 4% |
Уфа | 380 000 | 10% | -5% | 599 999 | 3% | 9% |
Челябинск | 170 000 | 10% | -6% | 500 000 | 3% | 0% |
Ярославль | 225 000 | 7% | -2% | 520 000 | -5% | 4% |