Суббота, 15 июня 2019  Обратная связь
Суббота, 15 июня 2019  Обратная связь
Популярно
9:19, 25 марта 2019

Вторая жизнь для двигателя: фантастика стала реальностью?


TITAN28

Всем известно, что автомобильные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) – это сложные технические системы, которые по мере эксплуатации неизбежно подвергаются износу. Это приводит к изменению проектной сбалансированности, девиации показателей двигателя, нарушению его мощностных и экологических характеристик, появлению недокументированных расходов эксплуатационных жидкостей и деталей. Проще говоря, двигатель постепенно выходит из строя, а его дальнейшая эксплуатация может даже стать опасной.

Вполне естественно возникает задача повышения ресурса двигателя – с целью продления срока его эксплуатации. Решить ее можно еще на этапах проектирования и изготовления ДВС, например, путем подбора более качественных материалов, но все мы понимаем, что это неизбежно приведет к повышению стоимости двигателя. Другой путь, который предлагает современная наука – применение специальных защищающих и восстанавливающих составов (так называемых протекторов) для двигателей с пробегом. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Причины износа двигателя

Причины износа двигателя

Все знают, что ДВС в процессе эксплуатации потребляет топливо и воздух. Их смесь несет в себе химическую энергию, выделяемую в процессе контролируемого сгорания топлива в виде тепла, преобразуемого затем в механическую энергию движения деталей двигателя, обязательно сопровождаемого трением. Это трение – важнейший фактор износа двигателя.

Для снижения трения в ДВС предусмотрена подсистема смазки. Она позволяет избежать непосредственного контакта микронеровностей на поверхности деталей с помощью создания между ними масляного слоя с толщиной, превышающей величину шероховатостей этих деталей. Такой вид трения называют гидродинамическим. С ним потери на сопротивление движению могут падать до 1-0,1% (и даже менее) от внешней нагрузки, что в разы ниже значений, типичных для сухого трения. Если же размер масляной пленки слишком тонкий или нестабильный, то такой вариант трения называют граничным. На старение двигателя особенно негативно влияет именно сухое или граничное трение, но не будем забывать и про естественный износ, обусловленный недостаточной чистотой поступающих в ДВС топлива и воздуха.

Даже подбор дорогих и качественных смазочных материалов не станет выходом из данной ситуации, потому что попадание пыли из внешней среды (с топливом и воздухом) полностью исключить все равно не удастся. Нужно другое решение.

Протекторы ДВС

Важной особенностью протекторов (в отличие, например, от присадок к моторным маслам) является то, что они не изменяют свойств моторного масла. Масло выступает только в качестве транспорта, доставляющего протектор к трущимся деталям. Это значит, что даже замена масла не повлияет на действие протектора, что уже является его неоспоримым преимуществом.

Попадая в ДВС, протектор сразу начинает осуществлять:

  • очищение двигателя от накопившихся загрязнений, вызванных попаданием пыли из внешней среды (через воздух и с топливом), недогоревшими остатками топлива, следами коррозии материалов внутренностей ДВС и так далее;
  • выравнивание трущихся поверхностей за счет применения шлифующих компонентов;
  • «залечивание» выработок, царапин и иных нарушений геометрии трущихся деталей, неизбежно образующихся в процессе эксплуатации ДВС и препятствующих созданию качественного масляного слоя, необходимого для реализации гидродинамического режима трения.

Все это фактически восстанавливает двигатель до состояния, задуманного его конструкторами, защищает ДВС от новых повреждений и значительно снижает трение.

Развитие протекторов для ДВС оказалось возможным лишь в последние годы, благодаря достижениям науки и технологий, в частности супрамолекулярной химии. Непростую задачу поиска и выявления поврежденных участков ДВС ученые решили с помощью супермолекул, которые сами распознают места, требующие «ремонта», и оставляют в них нужные активные компоненты протектора. Совсем недавно такое казалось абсолютной фантастикой, однако сегодня эти технологии реально применяются в протекторах и действительно работают.

Протектор TITAN28

протектор ДВС TITAN28

Из всех известных сегодня восстанавливающих протекторов ДВС потребителям пока доступен только TITAN28, ставший одной из главных научных разработок 2018 года. Отдельно стоит отметить, что эта разработка принадлежит российским ученым (проект разрабатывался под руководством известного инженера Александра Черепанова).

В состав протектора TITAN28 входят следующие компоненты:

  • моющие компоненты на основе поверхностно-активных веществ;
  • шлифующие компоненты на базе наноалмазов, полученных детонационным методом;
  • плакирующие компоненты, нанокерамические материалы;
  • «состав №28» – особый супермолекулярный кластер, способный обнаруживать на химическом уровне металлические поверхности, обладающие недостатком смазки, задерживаться в них, переносить и включать в работу остальные компоненты протектора.

TITAN28 весьма прост в применении: в разогретый ДВС (в горловину для доливки масла) добавляется протектор, после чего двигатель должен поработать еще не менее 15 минут – для распределения состава по всему объему ДВС. Номинальная эффективность протектора достигается через 500 км пробега и сохраняется на протяжении примерно 30 000 км, в том числе при смене моторного масла.

Протектор TITAN28 позволяет до 2-3 раз продлевать ресурс двигателя и предназначается для автомобилей с пробегом более 60 000 км. Его применение для ДВС таких автомобилей восстанавливает изношенные детали, снижает трение и биения трущихся элементов двигателя, улучшает качество сгорания топлива, значительно повышает динамические характеристики двигателя, снижает расход топлива (до 15%) и масла, повышает эстетику работы двигателя, в том числе его повышает чистоту выхлопа и снижает шум.

Испытания проектора TITAN28 подтвердили его эффективность и безопасность для применения в бензиновых и дизельных, атмосферных и турбированных моторах. Применение протектора TITAN28 не рекомендовано только для двухтактных двигателей со смешанной системой смазки (когда моторное масло добавляют в бензин), поскольку испытания таких ДВС показали усиление горения топлива, а оно может привести к перегреву двигателя и появлению калильного зажигания.

Подводя итог, хочется по-настоящему порадоваться за достижения современной науки, которая стала способна создавать протекторы ДВС, обладающие высокой эффективностью восстановления и защиты механической подсистемы двигателей, но в то же время отличающиеся простотой применения и малой стоимостью. Доступный сегодня протектор TITAN28 оказывается наиболее эффективным решением, обходя даже присадки в моторное масло – это заметно как по стендовым испытаниям, так и, по отзывам автовладельцев, уже испытавших протектор самостоятельно. Можно уверенно сказать, что появилось средство, которое реально дает двигателю вторую жизнь.


© 2019 Вселенная автомобилей

Рейтинг@Mail.ru